МЫ ЛЮБИМ ИГРУ БЕЗ ТРАВЛИ

РОДИТЕЛЯМ

Спасибо Вам за внимание, которое Вы уделяете теме травли. Множество исследований показывают тяжесть последствий травли для развития и благополучия ребенка. Предотвратить и вовремя остановить травлю значительно проще и безопаснее, чем работать с последствиями полученной душевной, а иногда и физической травмы. 

Совместно с психологом АНОО "Хорошевская гимназия" Светланой Сергеевной Нестеровой мы собрали для Вас памятку о роли родителя в помощи своему ребенку при возникновениях ситуации травли.

Также материалы доступны в виде презентаций для загрузки и печати:

ЧТО ТАКОЕ ТРАВЛЯ?

  • Травля - это назойливое действие по отношению к
    другому человеку против его желания.


  • Проявления травли могут включать, например, следующие действия:
    назойливое приставание к человеку, несмотря на его отказ или уклонение от ответа;
    распространение слухов о человеке,  намеренные ложные утверждения о человеке, обсуждение человека при других людях с акцентом на ложные или сугубо негативные сценарии поведения;
    ★ постоянное исключение человека из игры коллектива;
    ★ постоянное использование вещей человека без его разрешения;
    регулярное повышение голоса на человека;
    ★ постоянное привлечение внимания к человеку без его желания.

  • В ситуации травли происходит взаимодействие детей в роли нападающего и в роли жертвы. Также в ситуации могут присутствовать дети в роли свидетелей и в роли защитников. Конфигурация ситуаций может быть различной и включать несколько детей в ролях нападающих и свидетелей.

  • Травля является проблемой всего коллектива, в котором сложилась система ценностей, которая допускает ее существование. В таком коллективе сложился патологический сценарий, в котором свидетели допускают, чтобы на их глазах кого-то травили.

КАКОВЫ пОСЛЕДСТВИЯ ТРАВЛИ?

Последствия травли можно разделить на две взаимосвязанные группы: физиологические и психологические последствия. 

Психологические последствия травли у ребенка включают следующие проявления: 

  • депрессию, повышенную тревожность, панические атаки; 
  • низкую самооценку, отставание в академическом процессе;
  • стремление к нанесению вреда самому себе (особенно у девочек);
  • склонность к формированию вредных привычек: зависимости от алкоголя, курения и наркотических веществ;
  • агрессивное поведение и вовлеченность в асоциальные и криминальные сценарии поведения (особенно у мальчиков).

Физиологические последствия травли могут наступать немедленно или иметь отсроченный характер проявления:

  • травмы, являющиеся следствием атак нападающих или неудачной попытки избегания атаки со стороны жертвы;
  • повышенный уровень гормона стресса - кортизола, который в числе побочных эффектов вызывает снижение эффективности иммунной системы ребенка и повышение расположенности к заболеваниям;
  • бессонница, нарушение питания (переедание или недоедание) и, как следствие, нарушение веса;
  • боли в теле: боли в абдоминальной области, головные боли, боли в сердце, боли в спине;
  • учащенное сердцебиение, сонливость,  головокружение;
  • проявления энуреза;
  • иные соматические проявления физиологических дисфункций, не имеющих обоснованных физиологических причин.

Ситуации травли могут вызывать проявление указанных проблем. В то же время, наличие перечисленных проблем повышает вероятность вовлечения ребенка в ситуаций травли. Прервать эту цепь причинно-следственной зависимости без помощи родителя или старшего наставника очень и очень сложно.

ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ

Искреннее и регулярное общение с ребенком постепенно создаст среду, в которой ребенок сам будет готов довериться родителю или старшему наставнику и рассказать о возникающих ситуациях травли. 

Вы также можете обратить внимание на внешние признаки травли, которые проявляются во внешнем виде, личных вещах или поведении ребенка.

Признаки возможного вовлечения в травлю в роли жертвы:

  • ребенок явно говорит том, что его обижают, либо вы слышите об этом от других людей;
  • на протяжении длительного времени (более недели) ребенок выглядит погруженным в себя, грустным, отстраненным, отказывается от общения, от еды или проявляет необъяснимую агрессию;
  • у ребенка появляются мелкие травмы: синяки, ссадины, повреждения одежды и ребенок уклоняется от объяснения причин произошедшего;
  • ребенок регулярно наносит вред самому себе, в том числе в малых масштабах: грызет ногти, повреждает кожные покровы, настойчиво и деструктивно старается изменить свою внешность;
  • личные вещи оказываются поврежденными или исчезают и ребенку некомфортно обсуждать ситуации связанные с этими вещами;
  • у ребенка нет друзей и устойчивых социальных связей среди сверстников, он редко участвует в играх сверстников или участвует в невыгодных ролях; ребенок стремится держаться ближе к взрослым, чтобы не общаться со сверстниками;
  • ребенок регулярно ищет поводы, чтобы не идти в школу; вы отмечаете снижение успеваемости у ребенка;
  • проявляется одно или несколько явлений из числа описанных в разделе последствий травли.

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ТРАВЛЕ, ЗОНЫ РИСКА

Существуют жизненные ситуации, формирующие предрасположенность к ситуациям травли, повышающие восприимчивость или снижающие устойчивость ребенка к ситуациям травли.

При возникновении таких жизненных ситуаций особенно важно быть чутким и деликатным родителем или старшим наставником. Поддерживать открытые и доверительные отношения с ребенком показывая ребенку готовность заступиться и оказать поддержку в любой жизненной ситуации.  

Приводим примерный перечень ситуаций.

Внезапные события и ситуации:

  • утрата значимого взрослого, близкого человека;
  • смена школы или класса, смена места жительства;
  • травматичные события в жизни, радикально повлиявшие на уклад жизни ребенка (например, развод родителей);
  • физические травмы или заболевание, значительно и на продолжительный срок меняющие образ жизни ребенка;

Экзистенциональные ситуации:

  • наличие объективных и значимых особенностей во внешнем виде, физических или ментальных особенностей ребенка, обращающих на себя особое внимание сверстников;
  • принадлежность к особым малочисленным группам общества с явными особенностями: расовыми, языковыми, религиозными, культурными и иными унаследованными характеристиками значительно отличающимися от окружающего ребенка общества;
  • принадлежность к семье с особо отличающимся уровнем дохода и уровнем эмоциональной поддержки ребенка;
  • принадлежность к семье, в которой один или оба родителя не участвуют в развитии и поддержке ребенка и забота о ребенке передана опекуну.

Перечисленные ситуации служат фактором риска, обращающим на себя внимание детей, предрасположенных к провокации ситуации травли.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Чтобы создать прочную основу для поиска выхода из ситуации травли вам необходимо достичь всего три цели:

  1. Дать ребенку устойчивую уверенность, что вы находитесь на его стороне и  готовы вместе с ребенком искать выход из ситуации наилучшим образом соответствующий интересам ребенка и интересам общества.
  2. Вместе с ребенком найти формат диалога, который позволит в спокойной и доверительной атмосфере искать решение.
  3. Вовлечь в поиск и исполнение решения всех людей, участвующих в воспитании детей, которые участвуют в ситуации травли. 

Практические действия по достижению поставленных целей включают следующие :

1. Поговорите с ребенком. Выразите свою поддержку ребенку, сочувствие и сопереживание. Обнимите ребенка - тактильный контакт дает значимое ощущение поддержки. Будьте деликатны, избегайте любого эмоционального давления и не торопите время - дайте ребенку столько времени, сколько необходимо, чтобы открыться. 

Будьте мягкими, понимающими, любящими.

2. Выберите формат спокойного диалога, в котором ребенок будет чувствовать, что ему ничего не угрожает. В диалоге с ребенком избегайте обвинений, суждений и шаблонов. Слова "всегда" и "никогда" замените на "часто" и "редко". Создайте условия, при которых ребенку будет комфортно говорить и думать вместе с вами. Если ребенок резок в своих суждениях, старайтесь избегать усиления резкости - лучшим развитием такого суждения будет вопрос: "как думаешь, почему так?". Стремитесь понять ход развития ситуации травли и возможные мотивы ее участников. Вместе в диалоге вы приблизитесь к пониманию возможных причин возникновения ситуации травли. Это даст вам основу для поиска решения. 

Будьте настоящим другом своему ребенку.

3. Обратитесь к классному руководителю и к школьному психологу. Вместе обсудите ситуацию травли и договоритесь о совместных действиях, направленных на остановку травли и ее предотвращение. Вовлеките родителей участников травли и разработайте совместный план работы над ситуацией. 

Будьте конструктивными взрослыми. 

КАК ЕЩЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?

Будьте позитивны, безопасны и предсказуемы в своих реакциях. Создайте спокойную и безопасную обстановку дома, а если это невозможно в целом доме, то создайте ее в отдельном помещении или просто под одеялом, куда вы можете забраться с ребенком вместе захватив с собой книгу и фонарик.

  • Расскажите истории своего детства.
  • Обсудите героев книг и мультфильмов.
  • Расспросите ребенка о других детях и взрослых.
  • Поговорите с ребенком о впечатлениях недавнего времени и о давних воспоминаниях.

Будьте для ребенка самыми теплыми и любящими родителями, дающими защиту, свободу и поддержку одновременно.

ИГРА БЕЗ ТРАВЛИ

ПОМОЖЕМ ОБЩАТЬСЯ ЛЕГКО