Спасибо Вам за внимание, которое Вы уделяете теме травли. Множество исследований показывают тяжесть последствий травли для развития и благополучия ребенка. Предотвратить и вовремя остановить травлю значительно проще и безопаснее, чем работать с последствиями полученной душевной, а иногда и физической травмы.
Совместно с психологом АНОО "Хорошевская гимназия" Светланой Сергеевной Нестеровой мы собрали для Вас памятку о роли родителя в помощи своему ребенку при возникновениях ситуации травли.
Также материалы доступны в виде презентаций для загрузки и печати:
ЧТО ТАКОЕ ТРАВЛЯ?
- Травля - это назойливое действие по отношению к
другому человеку против его желания. - Проявления травли могут включать, например, следующие действия:
★ назойливое приставание к человеку, несмотря на его отказ или уклонение от ответа;
★ распространение слухов о человеке, намеренные ложные утверждения о человеке, обсуждение человека при других людях с акцентом на ложные или сугубо негативные сценарии поведения;
★ постоянное исключение человека из игры коллектива;
★ постоянное использование вещей человека без его разрешения;
★ регулярное повышение голоса на человека;
★ постоянное привлечение внимания к человеку без его желания. - В ситуации травли происходит взаимодействие детей в роли нападающего и в роли жертвы. Также в ситуации могут присутствовать дети в роли свидетелей и в роли защитников. Конфигурация ситуаций может быть различной и включать несколько детей в ролях нападающих и свидетелей.
- Травля является проблемой всего коллектива, в котором сложилась система ценностей, которая допускает ее существование. В таком коллективе сложился патологический сценарий, в котором свидетели допускают, чтобы на их глазах кого-то травили.
КАКОВЫ пОСЛЕДСТВИЯ ТРАВЛИ?
Последствия травли можно разделить на две взаимосвязанные группы: физиологические и психологические последствия.
Психологические последствия травли у ребенка включают следующие проявления:
- депрессию, повышенную тревожность, панические атаки;
- низкую самооценку, отставание в академическом процессе;
- стремление к нанесению вреда самому себе (особенно у девочек);
- склонность к формированию вредных привычек: зависимости от алкоголя, курения и наркотических веществ;
- агрессивное поведение и вовлеченность в асоциальные и криминальные сценарии поведения (особенно у мальчиков).
Физиологические последствия травли могут наступать немедленно или иметь отсроченный характер проявления:
- травмы, являющиеся следствием атак нападающих или неудачной попытки избегания атаки со стороны жертвы;
- повышенный уровень гормона стресса - кортизола, который в числе побочных эффектов вызывает снижение эффективности иммунной системы ребенка и повышение расположенности к заболеваниям;
- бессонница, нарушение питания (переедание или недоедание) и, как следствие, нарушение веса;
- боли в теле: боли в абдоминальной области, головные боли, боли в сердце, боли в спине;
- учащенное сердцебиение, сонливость, головокружение;
- проявления энуреза;
- иные соматические проявления физиологических дисфункций, не имеющих обоснованных физиологических причин.
Ситуации травли могут вызывать проявление указанных проблем. В то же время, наличие перечисленных проблем повышает вероятность вовлечения ребенка в ситуаций травли. Прервать эту цепь причинно-следственной зависимости без помощи родителя или старшего наставника очень и очень сложно.
ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ
Искреннее и регулярное общение с ребенком постепенно создаст среду, в которой ребенок сам будет готов довериться родителю или старшему наставнику и рассказать о возникающих ситуациях травли.
Вы также можете обратить внимание на внешние признаки травли, которые проявляются во внешнем виде, личных вещах или поведении ребенка.
Признаки возможного вовлечения в травлю в роли жертвы:
- ребенок явно говорит том, что его обижают, либо вы слышите об этом от других людей;
- на протяжении длительного времени (более недели) ребенок выглядит погруженным в себя, грустным, отстраненным, отказывается от общения, от еды или проявляет необъяснимую агрессию;
- у ребенка появляются мелкие травмы: синяки, ссадины, повреждения одежды и ребенок уклоняется от объяснения причин произошедшего;
- ребенок регулярно наносит вред самому себе, в том числе в малых масштабах: грызет ногти, повреждает кожные покровы, настойчиво и деструктивно старается изменить свою внешность;
- личные вещи оказываются поврежденными или исчезают и ребенку некомфортно обсуждать ситуации связанные с этими вещами;
- у ребенка нет друзей и устойчивых социальных связей среди сверстников, он редко участвует в играх сверстников или участвует в невыгодных ролях; ребенок стремится держаться ближе к взрослым, чтобы не общаться со сверстниками;
- ребенок регулярно ищет поводы, чтобы не идти в школу; вы отмечаете снижение успеваемости у ребенка;
- проявляется одно или несколько явлений из числа описанных в разделе последствий травли.
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ТРАВЛЕ, ЗОНЫ РИСКА
Существуют жизненные ситуации, формирующие предрасположенность к ситуациям травли, повышающие восприимчивость или снижающие устойчивость ребенка к ситуациям травли.
При возникновении таких жизненных ситуаций особенно важно быть чутким и деликатным родителем или старшим наставником. Поддерживать открытые и доверительные отношения с ребенком показывая ребенку готовность заступиться и оказать поддержку в любой жизненной ситуации.
Приводим примерный перечень ситуаций.
Внезапные события и ситуации:
- утрата значимого взрослого, близкого человека;
- смена школы или класса, смена места жительства;
- травматичные события в жизни, радикально повлиявшие на уклад жизни ребенка (например, развод родителей);
- физические травмы или заболевание, значительно и на продолжительный срок меняющие образ жизни ребенка;
Экзистенциональные ситуации:
- наличие объективных и значимых особенностей во внешнем виде, физических или ментальных особенностей ребенка, обращающих на себя особое внимание сверстников;
- принадлежность к особым малочисленным группам общества с явными особенностями: расовыми, языковыми, религиозными, культурными и иными унаследованными характеристиками значительно отличающимися от окружающего ребенка общества;
- принадлежность к семье с особо отличающимся уровнем дохода и уровнем эмоциональной поддержки ребенка;
- принадлежность к семье, в которой один или оба родителя не участвуют в развитии и поддержке ребенка и забота о ребенке передана опекуну.
Перечисленные ситуации служат фактором риска, обращающим на себя внимание детей, предрасположенных к провокации ситуации травли.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Дать ребенку устойчивую уверенность, что вы находитесь на его стороне и готовы вместе с ребенком искать выход из ситуации наилучшим образом соответствующий интересам ребенка и интересам общества.
- Вместе с ребенком найти формат диалога, который позволит в спокойной и доверительной атмосфере искать решение.
- Вовлечь в поиск и исполнение решения всех людей, участвующих в воспитании детей, которые участвуют в ситуации травли.
Практические действия по достижению поставленных целей включают следующие :
1. Поговорите с ребенком. Выразите свою поддержку ребенку, сочувствие и сопереживание. Обнимите ребенка - тактильный контакт дает значимое ощущение поддержки. Будьте деликатны, избегайте любого эмоционального давления и не торопите время - дайте ребенку столько времени, сколько необходимо, чтобы открыться.
Будьте мягкими, понимающими, любящими.
2. Выберите формат спокойного диалога, в котором ребенок будет чувствовать, что ему ничего не угрожает. В диалоге с ребенком избегайте обвинений, суждений и шаблонов. Слова "всегда" и "никогда" замените на "часто" и "редко". Создайте условия, при которых ребенку будет комфортно говорить и думать вместе с вами. Если ребенок резок в своих суждениях, старайтесь избегать усиления резкости - лучшим развитием такого суждения будет вопрос: "как думаешь, почему так?". Стремитесь понять ход развития ситуации травли и возможные мотивы ее участников. Вместе в диалоге вы приблизитесь к пониманию возможных причин возникновения ситуации травли. Это даст вам основу для поиска решения.
Будьте настоящим другом своему ребенку.
3. Обратитесь к классному руководителю и к школьному психологу. Вместе обсудите ситуацию травли и договоритесь о совместных действиях, направленных на остановку травли и ее предотвращение. Вовлеките родителей участников травли и разработайте совместный план работы над ситуацией.
Будьте конструктивными взрослыми.
КАК ЕЩЕ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?
Будьте позитивны, безопасны и предсказуемы в своих реакциях. Создайте спокойную и безопасную обстановку дома, а если это невозможно в целом доме, то создайте ее в отдельном помещении или просто под одеялом, куда вы можете забраться с ребенком вместе захватив с собой книгу и фонарик.
- Расскажите истории своего детства.
- Обсудите героев книг и мультфильмов.
- Расспросите ребенка о других детях и взрослых.
- Поговорите с ребенком о впечатлениях недавнего времени и о давних воспоминаниях.
Будьте для ребенка самыми теплыми и любящими родителями, дающими защиту, свободу и поддержку одновременно.